Плакаты Великой Отечественной войны
1941-1945 гг.
на страницах саратовской газеты "Коммунист"
     В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой патриотической агитации. При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к общественно полезной деятельности, указывали на положительные и отрицательные стороны социальной жизни, воспитывали в людях патриотические чувства любви к своей стране и своему народу, формировали гражданскую позицию. Плакаты художников СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически все грани социальной, политической и культурной действительности. В советскую эпоху было создано огромное количество агитационных плакатов, которые осуждали различные социальные пороки (пьянство, тунеядство, бюрократизм), рассказывали о роли труда и спорта в жизни человека и т.д. Однако, самыми яркими, масштабными по степени воздействия на аудиторию, глубокими в трактовке сюжетов и образов, наполненными трагизмом и величием исторического момента, являются плакаты времен Великой Отечественной войны.
Советские плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В наглядных, запоминающихся и убедительных образах они показывали ужас войны и бесчеловечность фашизма, который решил покорить мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что стали составной частью нашей исторической памяти и считаются настоящими шедеврами плакатного искусства. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.
Военные плакаты, с одной стороны, разоблачали врага средствами сатиры, с другой – мобилизовывали людей и утверждали в них веру в победу. Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Враг на плакатах первого этапа войны представлял собой воплощение абсолютного зла, которое советские люди не должны терпеть на своей земле. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу. Солдатам врага и верховному командованию Третьего рейха художники придавали смешные и уродливые звериные черты. Это расчеловечивало врага, вселяя ненависть и презрение к нему. В изображении противостояния СССР и немецко-фашистских захватчиков советский солдат Красной армии рисовался яркими красками, большим и могучим, а вражеский – черным цветом, хилым, страшным и низкорослым. Такой приём демонстрировал моральное превосходство над противником и уверенность в будущей победе. Для усиления эффекта враг рисовался уже поверженным или взору представали огромные потери противника. На некоторых плакатах художники изображали на заднем плане героев-воинов былых эпох или ставили их в одну шеренгу с красноармейцами.
Самобытный вид агитационно-массового искусства являли «Окна ТАСС», агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Острые, созданные в доходчивой форме, сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества. На выпуск плакатов работали практически все издательства огромной страны. Например, к печати почти сразу после начала войны подключили издательство «Искусство». Порой, появившись в газете «Правда», рисованный сюжет сразу перекочевывал в типографии «Искусства», чтобы быть растиражированным миллионами уже не в миниатюрной, а в настенной версии. Кроме столицы, плакаты массово печатали в Красноярске и Мурманске, Иванове и Горьком, Саратове и Свердловске, Ростове-на-Дону и Пензе, Куйбышеве и Тюмени, Челябинске и Хабаровске. И это лишь малая часть списка. В каждом городе, где была типография, были и заказы на плакаты, которые затем распространялись по организациям и предприятиям.
В газете «Коммунист», выходившей в Саратове, в годы Великой Отечественной войны был напечатан целый ряд плакатов и карикатур, авторами которых были как московские, так и саратовские художники (Ф. Заборовский, Л. Елькович, Б. Миловидов). Информация о художниках присутствует в списке специалистов Саратовского городского отдела искусств (1946) и отчете о деятельности Саратовского областного Союза советских художников (1947) Большое внимание организации массовой агитации посредством плаката уделяли Саратовский городской отдел искусств при исполнительном комитете Саратовского городского Совета депутатов трудящихся, Саратовский областной Союз советских художников, Саратовское кооперативное товарищество «Художник».
Плакаты Великой Отечественной войны, напечатанные в газете «Коммунист», являются впечатляющим способом художественного выражения исторической правды. Они мобилизовали людей, укрепляли их боевой дух и формировали патриотическую атмосферу во время сурового противостояния с врагом. Плакаты развенчивали слухи и мифы о несокрушимости противника. Они поддерживали население в тылу, призывая на трудовые подвиги в помощь фронту.