9.3.2.1.4. Государственные сберегательные кассы. Управление государственными сберегательными кассами

4 фонда, 102 ед.хр., 1900-1919

Сберегательные кассы – особый вид кредитных учреждений, дававший возможность небогатым людям составить капитал за счет накопления незначительных сумм от повседневных расходов. Учреждены именным Высочайшим указом Правительствующему сенату от 30.10.1841 От других кредитных учреждений отличались тем, что не предусматривали спекулятивных или иных коммерческих целей, кроме приращения взносов самих вкладчиков за счет начисления процентов. В России первоначально утверждались при приказах общественного призрения и сохранных кассах местных казначейств, позже их учреждение было возложено на городское общественное управление. До 80-х годов XIX в. не имели значительного распространения. Численность их значительно увеличилась после введения в действие закона 1884 г., в соответствии с которым сберегательные кассы могли открываться при казначействах губернских и уездных городов. В соответствии с принимаемыми законами с 1883 г. стали возникать кассы при почтово-телеграфных учреждениях, с 1889 г. – при приграничных таможенных управлениях, а после 1900 г. – при управлениях железных дорог, т.е. преимущественно ведомственные сберегательные кассы. Дальнейшее развитие сберегательных касс определялось законом от 01.06.1885, которым был утвержден устав государственных сберегательных касс и образовано Управление государственными сберегательными кассами, в качестве особого отдела в составе Центрального управления Государственного банка, которое руководило деятельностью сберегательных касс. В соответствии с этим законом все сберегательные кассы были признаны государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов, а правительство приняло на себя ответственность за целостность вверенных кассам капиталов. Указом от 04.06.1901 утверждено мнение Госсовета «О преобразовании управления государственными сберегательными кассами», по которому управление государственными сберегательными кассами непосредственно подчинялось министерству финансов, получило большую самостоятельность, управляющий стал пользоваться правами члена Совета Госбанка. Под председательством управляющего был открыт комитет из представителей различных ведомств, при учреждениях которых существовали сберкассы. Членами комитета были представители Госбанка, департамента государственного казначейства, министерства финансов, департамента таможенных сборов, главного управления почт и телеграфов, управления железных дорог МПС, Государственного контроля. Все основные операции сберкасс как кредитных учреждений (в том числе страховые операции, которые носили преимущественно долгосрочный характер) определялись положениями, инструкциями и циркулярами Управления государственными сберегательными кассами. Со временем сосредоточение всех функций по организации работы и контролю деятельности сберегательных касс в рамках одного государственного учреждения стало сдерживать их дальнейшее развитие. К 1914 г. количественный рост страховых операций в рамках действовавшего законодательства достиг возможного предела, а начало военных действий значительно снизило количество страховых операций госсберкасс. Требовалась активизация этих операций со стороны государства, целью которой являлось сосредоточение средств в руках правительства для размещения государственных займов. Реализация этой задачи сдерживалась отсутствием местных органов, подведомственных Управлению государственными сберегательными кассами. Такие органы – районные страховые инспекции Управления государственными кассами – были созданы Положением о страховании доходов и капиталов в Государственных сберегательных кассах от 10.06.1914, по которому государство принимало на себя ответственность за страхование доходов и капиталов В соответствии с Положением, территория империи разбивалась на 12 районов, в состав которых входило несколько губерний. В состав Волжского страхового района с центром в Саратове входили Астраханская, Казанская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Уфимская губернии и Уральская область. Во главе каждого района стоял один из чиновников Управления государственными сберегательными кассами, в должности инспектора управления. В обязанности районного инспектора по страховым операциям входило попечение о развитии страхового дела в районе, комплектование и инструктирование личного состава, наблюдение за его деятельностью. Работавшие в пределах района «акквизиторы» – посредники по заключению страхования и их помощники – подчинялись районному инспектору в отношении надзора и контроля за их деятельностью и обязаны были предоставлять ему периодическую отчетность. Кроме обязанностей по страховым операциям в обязанность районных инспекторов вменялось инструктирование и инспектирование сберегательных касс вверенного им района, как по страховым, так и по сберегательным операциям. Центральная инспекция по страховым операциям являлась структурной частью Управления государственными сберегательными кассами Министерства финансов. Деятельность государственных сберегательных касс не прекратилась с установлением Советской власти. Они стали называться народными кассами. Управление народными сберегательными кассами вошло в структуру Комиссариата финансов РФСР.

№ фонда Название Крайние даты документов
516Государственная сберегательная касса № 905 при Управлении РУжд1900-1915
651Саратовская государственная сберегательная касса № 611917-1917
319Саратовская государственная центральная сберегательная касса № 7981908-1911
384Страховая инспекция Управления государственными сберегательными кассами Саратовского (Волжского) района1915-1919

на главную