Профессиональный праздник для архивистов - давняя мечта многих поколений работников нашей отрасли. Об этом свидетельствуют и многочисленные пожелания коллективов архивных учреждений, и установившаяся традиция неофициально праздновать "День архивиста". А вот выбор даты, к которой следовало бы приурочить профессиональный праздник, оказался непростым. Причина сложности выбора во многом объективна: у каждой отрасли государственного управления есть своя история и своя предыстория. Для периода "предыстории" характерны осознание потребностей общества в обеспечении той или иной деятельности и первые попытки упорядочить эту деятельность. Тогда могли создаваться организации-предшественники, которые интуитивно, методом "проб и ошибок" искали оптимальные формы работы. Тут неизбежны были изменения функций, реорганизации и упразднения, так что историку подчас нелегко бывает определить тот рубеж, на котором заканчивалась "предыстория" и начиналась непрерывная деятельность органа (организации, учреждения) во всей полноте присущих ему функций,
Данная проблема возникает и при попытке определить дату возникновения архивной службы в России. Хранение "старых дел", то есть документов, завершенных делопроизводством, осуществлялось задолго до эпохи - Петра I. Например, грамоты нижегородских князей сохранялись уже в XIV - XV вв., при этом есть все основания полагать, что их хранение было целенаправленным (для обоснования государственно-политических и владельческих интересов) и упорядоченным. Аналогичная практика существовала и во всех остальных древнерусских княжествах, а в составе архива "Господина Великого Новгорода" дошли до нас документы даже XII в.! Но можно ли на этом основании датировать XII веком создание государственной архивной службы России? Разумеется, нет, потому что не существовало еще понятий комплектования, обеспечения сохранности, использования архивных документов, не было профессиональных архивистов, не было единых подходов к созданию архивов - словом, не было общегосударственной архивной службы (да и единого государства, вообще говоря, не было). Вплоть до начала XVIII в. в России существовало то, что мы сегодня называем "ведомственным хранением документов" - одним словом, типичный образчик "предыстории".
"Генеральный Регламент", разработанный под руководством Петра I и принятый в 1720 г. (28 февраля по старому стилю -10 марта по новому стилю), стал новым этапом в истории государственной службы России вообще и архивного дела в частности. Во-первых, появляется термин «архив» (до этого в Древней Руси использовалось понятие «ларь»; в Великом княжестве Литовском хранитель документов именовался «пан ларник»). Во-вторых, с этого времени гораздо большее внимание стало уделяться делопроизводству и документообороту в учреждениях. В-третьих, были зафиксированы основные правила хранения документов. В этом отношении развитием «Генерального Регламента» стал раздел 2 «Наказ губернаторам и воеводам», где более подробно расписан порядок работы с документами в губернских (воеводских) канцеляриях. Здесь, например, содержалось требование к учету и описанию архивных документов («учинить им роспись с нумерами») для облегчения последующего поиска информации. Принципиально важным является указание на необходимость размещения дел в «особливом безопасном месте».
Вместе с тем, внимательный анализ обоих публикуемых законодательных актов XVIII в. свидетельствует, что речь в них идет об архивах ведомственных. Действительно, устанавливался обязательный учет государственных бумаг; предписывалось центральным государственным учреждениям (коллегиям) передавать документы в «архивы» -структурные подразделения тех же коллегий; вводилась должность «актуариуса», то есть делопроизводителя, ответственного за текущее делопроизводство. Но при этом ни на какие «основы организации централизованной системы архивного дела в стране» в «Генеральном Регламенте» нет и намека. Впервые об этом будет заявлено почти два века спустя - в знаменитом декрете Совета народных комиссаров РСФСР от 01.06.1918 г. «О-реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». Именно здесь были впервые намечены основы создания системы архивных учреждений, охватывающих всю страну, связанных между собой и централизованно подчиненных единому органу управления архивным делом. Декрет дал возможность впервые пересмотреть статус архивиста: делопроизводители различных ведомств и члены ученых архивных комиссий становились профессиональными работниками единой архивной службы России. Основные положения декрета послужили базой для выработки единых принципов и подходов к организации архивного дела в стране, и не вина авторов этого исторического документа, что не все заложенные в нем идеи удалось реализовать.
Как известно, в последние десятилетия архивисты неофициально отмечали в качестве профессионального праздника 1 июня - в память о декрете 1918 г. По-своему это оправданно, и дело, разумеется, не в идеологических установках советской эпохи. Преимущества правительственного акта о создании централизованной архивной службы перед распоряжением об упорядочении ведомственного делопроизводства и документооборота очевидны. Но решением коллегии Росархива предпочтение было отдано «Генеральному Регламенту», и дата его принятия - 10 марта - утверждена в качестве «Дня архивов».