Саратовский завод строительных машин Главного управления строительных машин Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. 1932 –
(Завод строительных машин)

Ф. Р-3660, 1 оп., 538 ед. хр., 1932-1974

Историческая справка

Саратовское отделение Государственного акционерного общества «Строймеханизация» было открыто в г. Саратове на основании приказа Государственного акционерного общества «Строймеханизация» ВСНХ СССР от 16.02.1930 № 24.
В июле 1930 г. АО «Строймеханизация» реорганизовано в Государственный промышленный трест «Строймеханизация», которому стало подчиняться Саратовское отделение.
В ноябре 1930 г. Саратовское отделение треста «Строймеханизация» ВСНХ СССР реорганизовано в Средне-Волжское отделение Государственного промышленного треста «Строймеханизация» с местопребыванием в г. Саратове.
01.07.1931 в составе отделения вступил в строй механический завод.
В июле 1931 г. Средне-Волжское отделение стало именоваться Нижне- и Средне-Волжское отделение Государственного промышленного треста «Строймеханизация» ВСНХ СССР.
В сентябре 1931 г. Нижне- и Средне-Волжское отделение Государственного промышленного треста «Строймеханизация» было переименовано в Нижне- и Средне-Волжское отделение Государственного объединения «Союзпромстроймашина» ВСНХ СССР.
06.04.1932 отделение реорганизовано в самостоятельную производственную единицу – Саратовский механический завод Государственного союзного треста «Союзпромстроймашина» ВСНХ СССР на основании протокола совещания при управлении объединения «Союзпромстроймашина» № 4.
На основании постановления Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР от 14.12.1932 № 782 Саратовский механический завод был передан в ведение Государственного союзного треста «Стройпрокатмеханизация» и стал именоваться «Саратовский механический завод «Стройпрокатмеханизация» НКТП СССР.
Согласно постановлению НКТП СССР от 23.01.1933 № 52 трест «Стройпрокатмеханизация» реорганизован в Государственный союзный промышленный трест по механизации строительства «Союзстроймеханизация» НКТП СССР, а Саратовский механический завод стал именоваться «Саратовский механический завод «Союзстроймеханизация» Главного управления строительной промышленности «Главстройпром» НКТП СССР.
На основании Постановления СНК СССР от 14.03.1939 № 307 при Народном комиссариате промышленности строительных материалов СССР было образовано Главное управление металлических конструкций и деталей «Главметаллоконструкция», в ведение которого был передан Саратовский механический завод на основании приказов НКПСМ СССР от 23.03.1939 № 49 и НКТП СССР от 15.02.1939, распоряжений Всесоюзного треста «Стальконструкция» от 28.03.1939 № 43, от 02.04.1939 № 46 и Государственного промышленного треста «Союзстроймеханизация» от 25.03.1939 № 11 по акту от 18.04.1939.
На основании приказов Народного комиссариата СССР по строительству от 15.10.1939 № 315, Главметаллоконструкции от 27.10.1939 № 14, Главного управления по механизации строительства «Главстроймеханизация» 20.10.1939 № 23 завод передан в ведение Главстроймеханизации Народного комиссариата СССР по строительству по акту от 05.11.1939.
На основании приказов Народного комиссариата СССР по строительству от 07.01.1940 № 2-у и Главстроймеханизации от 09.02.1940 № 10 Саратовский механический завод был переименован в «Саратовский государственный союзный механический завод» (по уставу – «Государственный союзный механический завод в г. Саратове»).
В 1941 г. на заводе было размещено производство части эвакуированного Мытищинского завода. Во время Великой Отечественной войны на заводе освоили выпуск военной продукции.
На основании приказа Народного комиссариата СССР по строительству от 23.08.1942 № 207/С завод был переименован в «Завод № 5 Главного управления по механизации строительства «Главстроймеханизация».
На основании Постановления СНК СССР от 17.02.1946, письма Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР от 06.06.1946 и телеграммы Главстроймаша № 36423 15.03.1946 завод № 5 был передан в ведение Главного управления по производству строительных машин «Главстроймаш» Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР (госрегистрация – 10.06.1946).
На основании приказа Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР от 26.01.1948 № 14 завод № 5 был переименован в «Государственный союзный Саратовский завод строительных машин» (Устав утверждён 06.03.1948, гос. регистрация от 19.04.1948 № 1).
На основании Постановления СМ СССР от 28.03.1953 приказом Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР от 31.03.1953 Государственный союзный Саратовский завод строительных машин передан в ведение Главного управления по производству строительных машин «Главстроймаш» вновь образованного Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (госрегистрация – 21.05.1953).
На основании Постановления СМ СССР от 04.05.1954 № 820 приказом Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР от 17.05.1954 № 6 Государственный союзный Саратовский завод строительных машин передан в ведение Главстроймаша Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР (госрегистрация 23.07.1954).
29.06.1957 на основании Постановления СМ СССР от 22.05.1957 № 556 и приказа Министерства строительного и дорожного машиностроения от 14.06.1957 № 231 Саратовский завод строительных машин передан вновь образованному Совету народного хозяйства Саратовского экономического административного района с непосредственным подчинением Управлению машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, с февраля 1963 г. завод находился в системе Совета народного хозяйства Приволжского экономического района с непосредственным подчинением Управлению общего машиностроения.
В начале декабря 1965 г. в связи с ликвидацией совнархозов завод перешёл в ведение Главного управления строительных машин «Главстроймаш» Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР. Завод выпускал электрические и крановые лебёдки грузоподъёмностью от 0,5 до 5 т.
Структура аппарата управления завода на 1974 г.: руководство завода; , отделы: производственно-диспетчерский, планово-экономический, труда и зарплаты, снабжения и комплектации, финансово-сбытовой, главного конструктора, главного технолога, энерго-механический, технического контроля, стандартизации и нормализации, капитального строительства, кадров и подготовки кадров; бухгалтерия; инженер по охране труда и технике безопасности, бюро новой техники и НОТ, бюро рационализации и изобретательства.

Аннотация

Приказы Наркомата промышленности строительных материалов СССР, Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР, Главметаллоконструкции, Главстроймаша, приказы и распоряжения завода по основной деятельности; уставы; положения о премировании; промфинпланы, планы организационно-технических мероприятий, по рационализации и изобретательству, контрольные цифры, лимиты по труду и заработной плате, штатные расписания и сметы административно-управленческих расходов, титульные списки; годовые производственные и бухгалтерские отчёты, статотчёты; нормы выработки, расхода материалов; расценки; акты приёма-передачи завода в другие ведомства и при смене руководства; коллективные договоры; документы завкома профсоюза (протоколы отчётно-выборных конференций, заседаний завкома, сметы, финансовые отчёты, статотчёты).

Опись № 1

Опись № 1 (продолжение)

на главную