Саратовский городской союз кооперации инвалидов Всероссийского союза кооперации инвалидов. 1943-1953
(Саргоркоопинсоюз)

Ф. Р-3499, 2 оп., 558 ед.хр., 1943-1953

Историческая справка

Саратовский городской союз кооперации инвалидов (Саргоркоопинсоюз) был организован 01.10.1943 в связи с выделением г. Саратова в республиканское подчинение на основании постановления президиума Всероссийского союза кооперации инвалидов от 13.09.1943 № 154 На основании постановления президиума Саратовского областного союза кооперации инвалидов (Сароблкоопинсоюза) от 23.09.1943 № 48 из областного союза во вновь организованный городской было выделено 18 артелей инвалидов: «Бытовое обслуживание», «Бытовой ремонт», «Дружба», «Имени 8 Марта», «Имени Розы Люксембург», «Инициатива», «Инженерный труд», «Картонажник», «Красный производственник», «Надомник», «Отечественная война (Инвалиды Отечественной войны)», «Охрана», «Печатник», «Победа», «Производственный труд», «Труд инвалида», «Швейтрикотаж», «Производственный комбинат» и учебно-производственный комбинат.
Горкоопинсоюз руководил деятельностью артелей инвалидов г. Саратова, являвшихся его членами. Задачами его являлись наиболее полное кооперирование инвалидов, способных к труду и в зависимости от характера их инвалидности, повышение их материального и культурного уровня. 10.11.1943 Горкоопинсоюз был принят в члены Всекоопинсоюза.
Артели производили гвозди, посуду из жести, кровати, мебель, паркет, картон, хлопчатобумажные ткани, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, галантерейные изделия, головные уборы, обувь, одежду, детские игрушки, продукты питания – колбасные, хлебобулочные и кондитерские изделия, напитки, осуществляли ремонт одежды, мебели, металлоизделий, часов, имелись фотографии и парикмахерские.
Органами управления Горкоопинсоюза являлись собрание уполномоченных, правление, ревизионная комиссия. Собрание уполномоченных было высшим органом управления, состояло из представителей членов союза, избираемых на 2 года, и решало основные вопросы деятельности союза – об изменении и дополнении устава, избирало членов правления и ревизионной комиссии, утверждало приём новых членов и исключение их из состава союза, утверждало сметы, планы деятельности, спецфонды и правила их образования, рассматривало и утверждало отчёты правления, разрешало вопросы слияния, разделения и прекращения деятельности союза, и др. вопросы, превышающие полномочия правления. Собрания созывались ежегодно.
Правление избиралось собранием уполномоченных сроком на 2 года, являлось исполнительным органом, осуществляло оперативное руководство всей организационной, производственной, финансовой, снабженческо-сбытовой и культурно-массовой работой членов союза, представительство и защита интересов Горкоопинсоюза и его членов. Пленум правления избирал из своего состава Президиум правления, который в промежутке между пленарными заседаниями выполнял все функции правления и пользовался всеми его правами.
Ревизионная комиссия так же избиралась собранием уполномоченных на 2 года. На неё возлагалось: проверка выполнения решения вышестоящих органов, проверка денежных документов, наличности материальных ценностей, составление заключений по жалобам на действия правления.
Первое собрание уполномоченных состоялось 21.10.1943. На собрании был принят устав, проведены выборы правления (21 член), ревизионной комиссии (3 члена и 2 кандидата). На первом заседании пленума правления 21.10.1943 был избран президиум в составе 7 членов.
Аппарат Горкоопинсоюза имел следующую структуру: президиум, отдел трудоустройства и оргмассовой работы, производственно-технический отдел, плановый отдел, финансово-учётный отдел, административно-хозяйственный отдел.
Для снабжения артелей Горкоопинсоюза товарами, сырьем и подсобными материалами, а также для реализации продукции, вырабатываемой артелями системы так же 01.10.1943 был организован отдел снабжения и сбыта (Горкоопинснабсбыт), который в административном отношении подчинялся непосредственно Горкоопинсоюзу, однако в структуру его аппарата не входил. На основании постановления президиума Горкоопинсоюза № 3 от 11 ноября 1943 г. при Снабсбыте была организована товарно-сырьевая база на основе хозрасчёта с самостоятельным балансом и отдельным расчётным счётом. Аппараты управления Горкоопинснабсбыта и его базы структуры не имели, общий штат состоял из 16 единиц.
В 1947 г. был организован отдел по организации торговли и заготовок.
На 01.01.1946 в системе было 19 артелей с количеством членов 2 775 чел., на 01.11.1947 – 20 артелей с количеством членов 2 847 чел. В системе, кроме членов артелей, работали и наёмные работники – так на 01.11.1947 было занято 3 101 чел.
На основании постановлений СМ СССР от 08.05.1953 № 1226, СМ РСФСР от 11.05.1953 № 492, правления Центрального совета промысловой кооперации СССР от 12.05.1953 № 202, президиума Всероссийского союза кооперации инвалидов от 13.05.1953 № 459а Горкоопинсоюз со своей сетью артелей влился в систему Саратовского городского совета промысловой кооперации (Саргорпромсовета), а Горкоопинснабсбыт с Горпромтехснабом при Саргорпромсовете с 01.06.1953.

Аннотация

Опись № 1 – документы Горкоопинсоюза – протоколы и постановления собраний уполномоченных Горкоопинсоюза и общих собраний членов артелей, пленумов правления Горкоопинсоюза, протоколы заседаний президиума правления Горкоопинсоюза, правлений артелей, балансовой и квалификационной комиссий; уставы Горкоопинсоюза и артелей; штатные расписания и сметы административно-хозяйственных расходов Горкоопинсоюза и артелей, планы производственные, по труду и подготовке кадров; нормы выработки, расценки и калькуляции цен, титульные списки; отчёты о производственной деятельности и бухгалтерские Горкоопинсоюза и артелей; материалы по организации Горкоопинсоюза, соцсоревнованиям, трудоустройству инвалидов, рационализации и изобретательству, оргмассовой работе; паспорта Горкоопинсоюза и артелей; договоры соцсоревнований; акты ревизий хозяйственно-финансовой деятельности и материалы к ним, приёма-сдачи дел при смене руководства, списки и характеристики передовиков и представленных к награждениям.
Опись № 2 – документы Горкоопинснабсбыта – положение об отделе, штатные расписания и сметы административно-хозяйственных расходов, планы реализации продукции и финансовые, отчёты о производственной деятельности и реализации товаров, бухгалтерские отчёты, балансы, сводные балансы потребности сырья и оборудования, договоры соцсоревнований.

Опись № 1

Опись № 2

на главную