Управление по сооружению военно-срочной железнодорожной линии Александров-Гай – Эмба и переустройству на широкую колею дороги Красный Кут – Александров-Гай Комитета государственных сооружений ВСНХ РСФСР. г. Новоузенск Саратовской губернии. 1919-1921.
(Алгемба)

Ф. Р-2701, 2 оп., 2817 ед. хр., 1919-1921

Историческая справка

24.12.1919 Советом рабоче-крестьянской обороны было принято решение о строительстве ширококолейной линии Александров Гай – Эмба (Алгемба) и переустройству узкоколейной линии Красный Кут – Александров Гай. Строительство было признано оперативной задачей, работы должны были проводится в военно-срочном порядке по облегчённым техническим условиям. Рабочие и служащие, занятые на строительстве, считались состоящими на действительной военной службе. Строящаяся железнодорожная линия предназначалась для вывоза нефти из Казахстана в центр страны.
Управление по сооружению военно-срочной железнодорожной линии Александров-Гай – Эмба и переустройству на широкую колею дороги Красный Кут – Александров-Гай было организовано в начале 1920 г., входило в систему Комитета государственных сооружений (КГС) ВСНХ РСФСР и находилось в г. Новоузенске. В городах. Москве, Саратове и Уральске действовали представительства Управления, в городах Петрограде и Самаре – агентства.
На 01.03.1921 в его состав входили отделы: общий (канцелярия), технический, счётный, механический, продовольственный, материально-хозяйственный, производственно-вещевой, ремонта зданий, конно-транспортный, автотранспортный, врачебный, ветеринарный, и службы: временного движения, телеграфа, тяги. Сооружаемая линия была разделена на 8 участков: 7 номерных и мостовой (на р. Урале).
Управление выполняло следующие функции: административно-политический контроль и наблюдение за производством работ, поднятие и укрепление трудовой дисциплины, приём, перемещение и увольнение личного состава и др.
Декретом от 27.03.1920 № 67/914 СРКО постановил приступить к сооружению нефтепровода от Эмбенского нефтеносного района до г. Саратова. Нефтепровод должен был пройти параллельно сооружаемой железной дороге. Исполнение работ по устройству нефтепровода было возложено на КГС и вновь организованное Особое строительное управление.
Постановлением СТО от 04.03.1921 строительные участки 3, 4, 5, 6 и мостовой через р. Урал были ликвидированы.
29.04.1921 постановлением СТО РСФСР строительство нефтепровода было прекращено. На основании постановления СТО от 10.08.1921 вся линия Александров Гай – Эмба была ликвидирована, а эксплуатируемая часть Красный Кут – Алгай была передана в распоряжение РУжд.

Аннотация

Декреты, циркуляры, постановления вышестоящих органов; циркуляры, приказы распоряжения управления; протоколы общих заседаний комитета рабочих и служащих, заседаний центральной контрольно-хозяйственной комиссии управления и др.; положения о районных уполномоченных, о дисциплинарных судах, контрольно-хозяйственной комиссии, о нормировании и оплате труда и др.; инструкции о тарифно-нормировочных отделах, расценочных комиссиях, по производству наблюдений высоких вод и др.; сметы; штатное расписание отделов и служб Московского и Петроградского представительств управления; доклады о районных уполномоченных, о состоянии строительных работ; акты оборудования электростанции, передачи подвижного состава; карты с нанесённой на них линией Алгембы; проекты и чертежи жилых зданий, деталей деревянных мостов; главные книги управления и отделов, кассовые книги; алфавит личного состава рабочих и служащих; личные карточки рабочих и служащих; личные карточки уволенных; переписка о личном составе контролёров Управления; списки зачисленных на службу в Управление, канцелярию, Саратовского отделения Управления, подённых рабочих, красноармейцев и командированных на 2-й участок; списки-табели рабочих главной мастерской; удостоверения красноармейцев и командированных на 2-й участок; личные дела рабочих и служащих; расценочные и требовательные ведомости, табели выдачи зарплаты.

Описи № 1, 2 л/д.

на главную