Саратовский речной порт Волжского объединённого речного пароходства Министерства речного флота РСФСР. г. Саратов. 1931-1969
(Саратовский речной порт)

Ф. Р-2347, 4 оп., 1296 ед. хр., 1934-1969

Историческая справка

Дата организации порта не установлена.
В н. 1934 г. входил в систему Волжского государственного речного транспорта (ВГРТ) Народного комиссариата водного транспорта СССР.
На основании приказа от 23.01.1934 Саратовский порт с 01.02.1934 был реорганизован в 3 самостоятельные пристани: Саратовскую (пристань Саратов) в границах Пристанное-Улеши включительно, Увекскую – Улеши исключительно и новый затон включительно, Энгельсскую – Покровск-Бухта с непосредственным подчинением Саратовскому районному управлению речного транспорта (СРУРТ) Волжского управления речного транспорта (ВУРТ).
На основании постановления ЦИК от 15.03.1934 «О реорганизации органов водного транспорта», приказа Наркомвода от 17.03.1934 № 88 ВУРТ (приказ от 27.03.1934 № 35 СРУРТа) с 27.03.1934 прекратил свою деятельность, СРУРТ ликвидировано с 01.04.1934. с 01.04.1934 Саратовская пристань стала числиться пристанью I разряда Средне-Волжского пароходства (СВП). В подчинении Саратовской пристани находились пристани 3 разряда и пригородные.
Пристани Увек и Энгельс с 10.03.1936 как самостоятельные упразднены и вошли в состав пристани Саратов как участки на основании приказа СВП от 03.03.1936 № 24 и приказа пристани Саратов от 19.03.1936 № 80. Предположительно, в мае 1948 г. Средне-Волжское пароходство было реорганизовано Волжское грузопассажирское речное пароходство (ВГПРП). Пристань Саратов вошла в его систему.
На основании постановления СМ СССР от 09.04.1948 № 1271 и приказа Министерства речного флота СССР от 24.04.1948 № 101 была проведена реорганизация речных пароходств на реке Волге, в т.ч. Саратовская пристань была реорганизована в Саратовский речной порт (фактически наименование изменено с января 1949 г. (по приказам) с непосредственным подчинением Управлению Волжского грузопассажирского речного пароходства Министерства речного флота СССР. При этом большая часть приписного флота и пристани были переданы вновь организованному Саратовскому районному управлению речного транспорта.
В мае 1948 г. была организована Саратовская речная транспортно-экспедиционная контора (РечТЭК) с подчинением Волжскому грузопассажирскому речному пароходству, в марте 1955 была передана Саратовскому речному порту.
На основании постановления СМ СССР (дата не установлена) и приказа Министерства речного флота СССР от 23.12.1954 № 155 было образовано Волжское объединенное речное пароходство (ВОРП, г. Горький) путем слияния Волжского грузопассажирского пароходства с центром в г. Горьком и Волжского грузового пароходства с центром в г. Куйбышеве (ныне Самара). В его состав вошли Горьковское, Куйбышевское и Сталинградское линейные пароходства. Саратовское районное управление речного транспорта было ликвидировано, и в феврале 1955 г. Порт принял от РУРТа хозяйство и функции и перешёл в подчинение Куйбышевского линейного речного пароходства ВОРПа.
В навигацию 1955 г. к порту было приписаны: буксирные пароходы «Галактионов», «Вуокса», «Слесарь», «Столяр», грузовые теплоходы «Опыт», СТ-168, СТ-182, СТ-183, СТ-354, МТ-162, пароходы «Углич», «Камчатка», «А.П. Чехов», «Пригородный», теплоходы «Свобода», «Смелый», пассажирский теплоход СТ-4, «Рекорд», пассажирский пароход «Н. Крупская», рейдово-вспомогательные пароходы «Семипалатинск», «Рульков», рейдово-вспомогательный теплоход СТ-185, рейдово-маневровые баркасы № 18, «Криуши», «Белогорец», «Сокол», «Балаково», «Л. Журов», «Мелекес», рейдово-маневровый пароход «Кисловодск», катера пригородной линии ПТ-67, ПТ-87, М-106, М-107, пассажирские катера ПС-3, ПС-15, баркас «Иргиз» (использовался в качестве переправы), мотолодка № 11, разъездной катер КС-1, разъездной баркас «Сенгилей», баржи №№ 468, 1210, 1214.
Предположительно, в феврале 1957 г. порт перешёл в непосредственное подчинение ВОРПа.
Куйбышевское линейное пароходство упразднено в соответствии с приказом Минречфлота РСФСР от 18.03.1959 № 53 и приказа ВОРП от 28.03.1959 № 106, перевозки грузов распределены между портами. Граница Саратовского порта установлена – пристань Приволжье исключительно, Даниловка – включительно. На баланс Саратовского порта переданы пристани: Духовницкое, Хвалынск, Алексеевка, Балаково, Маркс, Воскресенск, Ахмат, Ровное, Золотое, Пугачёвский эксплуатационный участок, остановочные пункты: Ивановка, Широкий Буерак, Чардым, Усовка, Фабрика, Синенькие, Лапоть, Мордовое, Сосновка, Даниловка, Нижняя Банновка, а так же флот транспортный буксирный, пассажирский, грузовой самоходный и несамоходный, рейдовый, служебно-вспомогательный и стоечный.
Указом Президиума ВС СССР от 09.09.1966 ВОРП было награждено Орденом Ленина.
Структура порта на 1967 г.: руководство порта, отделы: технический, грузовой и коммерческой работы, плановый, труда и зарплаты, материально-технического снабжения, хозяйственного обслуживания, нерудных строительных материалов, жилищно-коммунальный, бухгалтерия, учебно-курсовой комбинат, ремонтно-механическая мастерская, пассажирское агентство, участки №№ 1, 2, 3 (Девичьи Горки); пристани: Алексеевка, Ахмат, Балаково, Вольск, Воскресенск, Золотое, Маркс, Ровное, Хвалынск, Широкий Буерак, Энгельс.

Аннотация

Приказы по основной деятельности и личному составу, протоколы совещаний при директоре, заседаний технического совета, диспетчерских и оперативных совещаний, инструкции по технике безопасности, производственно-финансовые планы, планы оргмероприятий, штатные расписания, сметы административно-хозяйственных расходов, титульные списки, бухгалтерские и эксплуатационные отчёты, отчёты по капитальному строительству, сведения о подготовке кадров, рационализаторские предложения и отчёты об их внедрении, коллективные договоры и документы об их выполнении, договоры соцсоревнований, социалистические обязательства, журналы регистрации взысканий и поощрений, рационализаторских предложений и изобретений, списки рабочих и служащих, личные дела, личные карточки, лицевые счета, ведомости на выдачу зарплаты, невостребованные трудовые книжки; документы профкома – протоколы профсоюзных конференций, заседаний актива и профкома, финансовые отчёты.

Внефондовые включения – документы Саратовского областного отдела по транспортному освоению и эксплуатации малых рек при Облисполкоме (Облречтранса) – приказы по основной деятельности и личному составу за 1957-1958 гг., отчёты эксплуатационных участков (см. Ф. Р-1738).

Документы фонда частично (317 ед. хр.) утрачены во время пожара 29.08.1974.

Описи № 1, 3, 4

Опись № 2

на главную