Производственное объединение «3-й государственный подшипниковый завод» Департамента автомобильной промышленности Министерства промышленности РФ. 1935 –

Ф. Р-2288, 2 оп., 1944 ед. хр., 1939-1994

Историческая справка

Строительство завода началось в соответствии с приказом Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР от 05.06.1935.
22.08.1937 из Наркомата тяжёлой промышленности СССР был выделен Наркомат машиностроения СССР. Управление строительства Саратовского 3-го государственного подшипникового завода «СарГПЗ-строй» вошло в его систему. 08.04.1938 был заложен фундамент первого корпуса завода. 05.02.1939 Наркомат машиностроения СССР был разделён на три – Наркомат тяжёлого машиностроения СССР, Наркомат среднего машиностроения СССР, Наркомат общего машиностроения СССР. «СарГПЗ-строй» вошло в систему Наркомата среднего машиностроения СССР.
Приказом Наркомата среднего машиностроения СССР от 15.02.1941 № 21/45 заводу переданы все законченные строительством объекты и оборудование. Завод получил наименование «3-й Государственный подшипниковый завод (3-й ГПЗ)». В октябре 1941 г. на заводе была размещена часть производства ГПЗ-1, эвакуированного из г. Москвы.
С января 1942 г. завод перешел в непосредственное подчинение Главному управлению подшипниковой промышленности СССР «Главподшипник».
Указом Президиума ВС СССР от 28.10.1944 завод награждён орденом Трудового Красного Знамени (ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 4. Д. 243. Л. 25).
17.02.1946 Наркомат среднего машиностроения СССР преобразован в Наркомат автомобильной промышленности СССР (с 15.03.1946 – Министерство). 23.08.1947 Министерство было преобразовано в Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР. Приказом Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР от 26.08.1947 № 480 завод перешел в ведение этого Министерства.
05.03.1953 Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР объединено с Министерство станкостроения СССР, Министерством машиностроения и приборостроения СССР и Министерством сельскохозяйственного машиностроения СССР в одно Министерство машиностроения СССР.
19.04.1954 Министерство машиностроения СССР разделено на 3 министерства: Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Министерство машиностроения и приборостроения СССР и Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности СССР. Завод вошёл в систему Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
23.07.1955 Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР разделено на два – Министерство автомобильной промышленности СССР и Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Завод вошёл в систему Министерства автомобильной промышленности СССР с непосредственным подчинением Главподшипнику.
10.05.1957 Министерство автомобильной промышленности СССР упразднено. На основании Постановления СМ СССР от 22.05.1957 № 556 завод передан вновь образованному Совету народного хозяйства Саратовского экономического административного района с непосредственным подчинением Управлению машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, с февраля 1963 г. завод находился в системе Совета народного хозяйства Приволжского экономического района с непосредственным подчинением Управлению автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
В начале декабря 1965 г. в связи с ликвидацией совнархозов Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12.10.1965 № 756 завод перешёл в ведение Главного управления по производству подшипников «Главподшипник» Министерства автомобильной промышленности СССР.
На основании Постановления СМ СССР от 19.03.1976, приказа Министерства автомобильной промышленности СССР от 12.05.1976 № 140 с июля 1976 г. завод вошёл в состав Всесоюзного промышленного объединения по производству подшипников качения «Союзподшипник».
На основании Постановления СМ СССР от 20.12.1985 № 1282 приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 27.12.1985 Союзподшипник ликвидирован 01.01.1986, организовано Главное управление по производству подшипников качения «Главподшипник». Приказом завода от 07.01.1986 № 16 завод вошёл в его непосредственное подчинение.
На основании Постановления СМ СССР от 08.01.1988 № 20 приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 19.01.1988 № 40 Союзподшипник ликвидирован 01.01.1988, организовано Государственное производственное объединение по производству подшипников качения «ГПО «Подшипник». Приказом завода от 10.02.1988 № 016 завод вошёл в его непосредственное подчинение.
Приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 28.03.1988 № 179 в р.п. Дагестанские Огни ДАССР был создан подшипниковый завод-филиал ГПЗ-3.
Приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 21.04.1988 № 234 организовано производственное объединение по выпуску и ремонту подшипников в составе ГПЗ-3 (головное предприятие) и Кузнецкого роликового завода (Пензенская обл., быв. ремонтно-подшипниковый). Приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 12.07.1988 № 374 Кузнецкий роликовый завод выведен из состава ПО ГПЗ-3, строящийся подшипниковый завод в р.п. Дагестанские Огни переименован в «22-ой государственный подшипниковый завод (ГПЗ-22)». ГПЗ-22 с 01.04.1990 выделен на самостоятельный баланс.
На основании Указа Президиума ВС СССР от 02.12.1988 № 9867-XI приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 08.12.1988 № 6 были объединены Министерство автомобильной промышленности СССР и Министерства сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР в единое Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
Во исполнение Указа Президента РСФСР от 20.08.1991 № 66 приказом Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и Министерства промышленности РСФСР от 01.10.1991 № 99\363 ПО «ГПЗ-3» передано в ведение Министерства промышленности РСФСР.
В начале 1992 г. ПО «ГПЗ-3» было передано в подчинение Департаменту автомобильной промышленности Министерства промышленности РФ.
На 1993 г. структура следующая: дирекция; коммерческий центр; внутризаводской банк; отделы: производственно-диспетчерский, планово-экономический, труда и заработной платы, кадров и подготовки кадров, охраны труда и окружающей среды, главного конструктора, главного конструктора по разработке и производству технологического оборудования, главного технолога, главного энергетика, новой техники и научно-технической информации, технического контроля, производственно-технический товаров народного потребления, капитального строительства, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый, по учёту ценных бумаг, юридический, автоматизированной системы управления производством, хозяйственный, жилищно-коммунальный, платных услуг и торговли промышленными и продовольственными товарами, спецотдел; бухгалтерия; бюро: патентно-лицензионной, изобретательской и рационализаторской работы, внешнеэкономических связей; штаб гражданской обороны; типография; производства: по подготовке и выпуску штампованных подшипников и деталей, шарнирных подшипников, роликовых подшипников, роликовых и железнодорожных подшипников, специальных подшипников, литейное, абразивно-алмазное, штампо-инструментальное, ремонтно-механическое, ремонтно-строительное.
В настоящее время действует ОАО «Саратовский подшипниковый завод (ГПЗ-3)».

Аннотация

Опись № 1 - постановления СМ РСФСР, Саратовского СНХ, Поволжского СНХ, облисполкома, приказы Народного комиссариата среднего машиностроения СССР, Министерств автомобильной промышленности СССР, автомобильной и тракторной промышленности СССР, Главподшипника, Союзподшипника, Саратовского и Поволжского СНХ, приказы и распоряжения завода по основной деятельности; протоколы технических совещаний, постоянно действующей комиссии по вопросам качества, собраний партийно-хозяйственного актива; устав; положения об отделах, должностные инструкции; техпромфинпланы, финансовые планы, планы развития завода, НОТ, лимиты по труду, себестоимости и производству продукции, сметы административно-управленческих расходов, штатные расписания; годовые отчёты по основной деятельности, капитальному строительству, о выполнении норм выработки, о рационализации и изобретательстве, статотчёты, объяснительные записки к отчётам, справки о выполнении производственных программ; протоколы испытаний подшипников, паспорта завода; нормы расхода материалов; социалистические обязательства; приватизационные счета акционеров; переписка по основной деятельности; коллективные договоры; акты приёма в эксплуатацию производственных помещений; журналы регистрации изобретений; списки передовых работников, фотоальбомы; документы завкома профсоюза – протоколы профсоюзных конференций, заседаний заводского комитета, штатные расписания, сметы расходов на содержание пионерских лагерей, клуба, стадиона, спортивной базы, отчёты, справки о проверках работы завкома профсоюза.
Опись № 1-норм – альбомы норм времени и расценок за 1949, 1951-1956, 1958-1969 гг.

Опись № 1. Том 1.

Опись № 1. Том 2.

Опись № 1. Том 3.

Опись № 1. Том 4.

Опись № 1. Том 5.

Опись № 1. Том 6.

Опись № 1-норм

на главную