Саратовская областная контора Главного управления по сбыту тракторов, сельскохозяйственных машин и запчастей к ним Министерства автомобильной и тракторной продукции СССР. г. Саратов. 1937-1948

Ф. Р-2104, 1 оп., 88 ед. хр., 1933-1945, 1956

Историческая справка

Дата организации Саратовской базы Всесоюзного треста по производству и снабжению совхозов запасными частями Наркомата зерновых и животноводческих совхозов СССР («Совхоззапчасть») не установлена, предположительно в 1932 г.
На основании приказа треста «Совхоззапчасть» от 31.12.1932 приказом Нижне-Волжского отделения от 09.01.1933 № 2 база переименована в Нижне-Волжское краевое отделение треста «Совхоззапчасть».
На основании приказа треста «Совхоззапчасть» приказом отделения от 31.08.1933 № 121 снабжение запасными частями к тракторам, комбайнам 01.09.1933 переданы Всесоюзному государственному объединению по производству и сбыту автомобильных и тракторных запасных частей («Ватозапчасть»), снабжение запасными частями сельскохозяйственных машин, комбайнов «Форд» – Совхозснабу. Предположительно, в связи с этим 02.10.1933 Нижне-Волжское краевое отделение треста «Совхоззапчасть» реорганизовано в Саратовскую краевую базу Всесоюзного государственного объединения по производству и сбыту автомобильных и тракторных запасных частей («Ватозапчасть») - а м.б. Нижне-Волжская межрайонная база «Ватозапчасть», приняв функции и имущество базы треста «Совхоззапчасть».
С 1934 г. – Государственной Всесоюзной конторы по сбыту запасных частей к тракторам («Ватозапчастьсбыт») Главного управления автотракторной промышленности Наркомата тяжёлой промышленности СССР.
На основании Постановления СТО от 27.04.1936 № 194, приказа Наркомата тяжёлой промышленности СССР от 07.05.1936 № 767, приказом Всесоюзной конторы «Автотракторосбыт» от 13.06.1936 № 1 01.07.1936 в результате слияния краевого отделения Ватосбыта и краевого отделения Ватозапчастьсбыта организовано Саратовское краевое отделение Государственного союзного треста по сбыту автотракторной продукции и запасных частей Главного управления по производству запасных частей к автомобилям и тракторам («Автотракторосбыт») Наркомата тяжёлой промышленности СССР с межрайонными агентствами в гг. Аткарске, Балашове, Баланде, Вольске, Ершове, Новоузенске, Петровске, Пугачёве, Ртищеве, Саратове.
В соответствии с Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 15.08.1936 № 67-1271 приказом Наркомата тяжёлой промышленности СССР № 1292 о преобразовании Всесоюзных отраслевых контор по сбыту и снабжению в отделы снабжения и сбыта соответствующих управлений, распоряжением ГУТАПа от 27.08.1936 о реорганизации Автотракторосбыта в отдел сбыта ГУТАПа 14.09.1936 Саратовское краевое отделение Автотракторосбыта реорганизовано в Саратовскую краевую контору отдела по сбыту Главного управления автотракторной промышленности (ГУТАП по сбыту), а межрайонные агентства Автотракторосбыта в межрайонные агентства Саратовской краевой конторы ГУТАП по сбыту.
В декабре 1936 г. Саратовский край переименован в область, Саратовская краевая контора с 11.12.1936 соответственно – в Саратовскую областную контору ГУТАП по сбыту.
На основании Постановления СНК СССР от 16.11.1937 распоряжением Главтрактородетали (дата и номер не указаны) приказом конторы от 10.03.1938 № 34 Саратовская областная контора ГУТАП по сбыту переименована в Саратовскую областную контору Главного управления по сбыту автотракторной продукции Глававтотрактородетали по сбыту, агентства - в агентства конторы Глававтотрактордеталь. (Ф. Р-2104. Оп. 1. Д.9. л. 25).
С июля 1938 г. контора переименована в Саратовскую областную контору Государственного союзного треста по сбыту автотракторной продукции и запасных частей «Автотракторосбыт» Главного управления по производству запасных частей к автомобилям и тракторам («Глававтотрактородеталь»).
На основании Постановления СНК СССР от 27.09.1938 № 1043 Глававтотрактородеталь реорганизована в Главное управление по сбыту автотракторной продукции («Глававтотракторосбыт») системы Наркомата машиностроения СССР.
На основании Указа Президиума ВС ССР от 05.02.1939 о разделении Наркомата машиностроения СССР Глававтотракторосбыт со всей товаропроводящей сетью передан во вновь организованный Наркомат среднего машиностроения СССР. Приказом Наркомата среднего машиностроения СССР от 11.03.1939 № 74 контора переименована в Саратовскую областную контору Глававтотракторосбыта Наркомата среднего машиностроения СССР. Агентства переименованы в межрайонные отделения. Межрайонные отделения располагались в гг. Саратове, Аткарске, Баланде, Балашове, Вольске, Ершове, Новоузенске, Петровске, Пугачёве, Ртищеве, сс. Аркадаке, Базарном Карабулаке. В 1941 г. в состав Саратовской конторы вошла товаропроводящая сеть бывшей АССР НП в количестве 5-ти МРО - Энгельское, Бальцерское, Зельманское, Краснокутское и Мокроусовское и завозная база г. Энгельса.
Приказом Глававтотракторосбыта от 01.09.1942 № 115-М Мокроусское, Новоузенское, Бальцерское МРО закрыты.
Складская сеть на 1945 г.: областная база, Аркадакское, Аткарское, Базарно-Карабулакское, Баландинское, Балашовское, Вольское, Ершовское, Краснокутское, Петровское, Пугачёвское, Ртищевское, Саратовское, Энгельское МРО.
17.02.1946 Наркомат среднего машиностроения СССР преобразован в Наркомат (с 15.03.1946 – Министерство) автомобильной промышленности СССР, которое в свою очередь 23.08.1947 преобразовано в Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР. 05.03.1953 Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР объединено с Министерством машиностроения и приборостроения СССР, Министерством сельскохозяйственного машиностроения СССР и Министерством станкостроения СССР в одно – Министерство машиностроения СССР. Указом Президиума ВС СССР от 19.04.1954 Министерство машиностроения СССР разделено на Министерство машиностроения и приборостроения СССР, Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности СССР и Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, в систему которого передана Саратовская областная контора Глававтотракторосбыт. 03.07.1955 Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР разделено на два министерства – Министерство автомобильной промышленности СССР и Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

Главное управление по сбыту автомобильной и тракторной продукции (Глававтотракторсбыт) Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР. 1938 - 1953
Главное управление по сбыту автотракторной продукции 1938 - 1946
Наркоммаша СССР (1938 - 1939)
Наркомсредмаша СССР (1939 - 1946)
Главное управление по сбыту автомобильной, мотоциклетной, велосипедной продукции, электрооборудования и карбюраторов (Глававтосбыт) 1946 - 1947
Наркомавтопрома СССР (1946)
Минавтопрома СССР (1946 - 1947)
Главное управление по сбыту автомобильной, мотоциклетной и велосипедной продукции, автоприцепов, карбюраторов, автоприборов Минавтопрома СССР. 1947
Главное управление по сбыту автомобильной, тракторной, мотоциклетной, велосипедной продукции, автоприцепов, подшипников, электрооборудования, карбюраторов и приборов 1947 - 1948
Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР (1947 - 1948)
Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства СССР (1948)
Главное управление по сбыту автомобильной и тракторной промышленности (Глававтотракторсбыт) Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР. 1948 - 1953
Главное управление по снабжению народного хозяйства автомобилями, тракторами и сельскохозяйственными машинами (Глававтосельмашснаб) Государственного комитета Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства СССР. 1948
Главное управление по сбыту тракторов, сельскохозяйственных машин, запасных частей к сельхозмашинам и тракторам (Главтракторосбыт) Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. 1953 - 1957
Главное управление по сбыту продукции машиностроения (Глававтосбыт) Минмаша СССР. 1953 - 1954
Главное управление по сбыту автомобильной и тракторной продукции и сельскохозяйственных машин (Глававтотракторосбыт) Министерства автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. 1954 - 1955
Главное управление по сбыту тракторов, сельскохозяйственных машин и запасных частей к автомобилям и тракторам (Глававтотракторосбыт) Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. 1955 - 1957

Дата ликвидации конторы не установлена.

Аннотация

Постановления, приказы, распоряжения Наркомата среднего машиностроения, Глававтотракторосбыта, облисполкома, треста «Совхоззапчасть», Ватозапчасти, приказы базы, отделения и конторы по основной деятельности и личному составу; положение о конторе; сметы административно-хозяйственных расходов, штатные расписания; годовые отчёты; договоры соцсоревнования; переписка по кадрам, аттестационные отзывы и характеристики, личные листки по учёту кадров; лицевые счета.

Опись № 1

на главную