Ф. Р-1437, 2 оп., 91 ед. хр., 1892, 1904, 1913-1921
В июле 1915 г. в Саратовской губернии был учреждён Губернский комитет по оказанию помощи беженцам, прибывающим из местностей, соприкасающихся с театром военных действий, действующий под руководством Отдела по устройству беженцев земского отдела МВД в соответствии с Уставом о беженцах. В своей деятельности по оказанию помощи беженцам по обстоятельствам военного времени он взаимодействовал с государственными, земскими и общественными организациями, в т.ч. благотворительными и национальными – польскими, еврейскими, литовскими.
На территории Саратовской губернии действовало несколько организаций, оказывающих помощь беженцам с территорий Польского Царства.
Летом 1915 г. сформирован Временный Центральный обывательский комитет (позднее – Центральный обывательский комитет) для оказания помощи населению Варшавского генерал-губернаторства под председательством помощника Варшавского генерал-губернатора сенатора Любимова. Названный комитет имел на местах своих уполномоченных. Саратовское отделение Центрального Обывательского комитета было образовано 09.10.1915. Уполномоченным стал Александр Яворский. Саратовское отделение входило в Саратовско-Астраханско-Уральский округ Центрального Обывательского комитета Царства Польского. В документах комитета использовалось иное наименование – Центральный обывательский комитет Королевства Польского.
В октябре 1916 г. под опекой Центрального обывательского комитета находилось 9044 человека, из них детей до 14 лет – 4015 человек. Средства на свою деятельность получал, прежде всего, от государственного казначейства, заключение по смете расходов делало Губернское совещание о беженцах. Комитет выдавал беженцам квартирный, продовольственный пайки, одежду, обувь, бельё, оказывал санитарную и лечебную помощь, оплачивал проезд, выплачивал содержание священнику, приобретал орудия труда и пр.
Учредительное собрание Польского комитета помощи жертвам войны при Саратовском римско-католическом благотворительном обществе состоялось 21.09.1915. Устав утверждён Саратовским губернским по делам об обществах присутствием 06.11.1915. Учредителями выступили присяжный поверенный Б.И. Пекарский, С.Н. Стрончинский, ксёндз В. Потоцкий, действительный статский советник А.Н. Вольский, статский советник С.В. Гижицкий, жена действительного статского советника Р.В. Василевская, Л.Л. Добошинская, Л.Ю. Тендзягольская, С.К. Пашкевич, Е.В. Закржевская. Комитет состоял при Саратовском римско-католическом благотворительном обществе и распространял свою деятельность на всю Саратовскую губернию и уезды других губерний, которые входили в приход Саратовской римско-католической церкви. Комитету предоставлялось право открывать лазареты, больницы, амбулатории, убежища для больных и нуждающихся в приюте, детские приюты, столовые, чайные, ночлежные дома, дешёвые квартиры, училища и убежища, выдавать пособия деньгами, вещами, табаком, платьем, инструментами и т.п. всякого рода и вида, заботиться о приискании работы и занятий лицам, пострадавшим от войны. Средства комитета состояли из членских взносов, пожертвований деньгами и натурой, сборов с устраиваемых спектаклей, концертов, базаров, литературных, музыкальных вечеров, публичных лекций и т.п., от изданий брошюр, книг, докладов и проч. Комитет, как самостоятельное юридическое лицо, имел право приобретать на своё имя путём покупки, дара, завещания движимого и недвижимого имущества, заключать договоры и обязательства.
Комитет в соответствии с уставом должен был вести своё делопроизводство на русском языке, однако, это положение соблюдалось только в случае взаимоотношений с органами власти.
Комитет имел право назначать в отдельные районы своей деятельности уполномоченных.
Членами комитета могли быть совершеннолетние лица обоего пола, которые разделялись на действительных членов и соревнователей. Действительные члены уплачивали членские взносы в размере не менее одного рубля ежемесячно. Соревнователями считались члены, уплачивающие взнос менее одного рубля или предоставлявшие комитету свой труд безвозмездно.
Управление делами комитета возлагалось на общее собрание, правление и ревизионную комиссию. В состав правления входили весь состав из 6 членов правления благотворительного обществе при римско-католической церкви в г. Саратове и 6 членов, избранных общим собранием, сроком на 1 год, и 3 кандидата в члены правления, избранные также общим собранием. Из своего состава правление выделяло исполнительный орган в числе от 3 до 5 лиц, председателя, его заместителя, казначея и секретаря.
20.08.1915 комитет запросил деньги из средств Комитета Ее Императорского Величества в. кн. Татьяны Николаевны на устройство приютов. Средства были отпущены. К марту 1916 г. комитет организовал 19 убежищ для беженцев и 8 приютов для детей.
В октябре 1916 г. в приютах для инвалидов находилось 204 человека, в приютах для детей – 200. 30% опекаемым беженцам из общего числа 11 542 человек комитет выдавал одежду, обувь, бельё, оплачивал амбулаторное лечение. При комитете действовало бюро труда. При комитете были организованы портняжная, столярная, слесарная и сапожная мастерские.
В г. Царицыне действовал отдел комитета.
В марте 1918 г. комитет был переименован в Польский Совет беженцев.
Точную дату образования Саратовского губернского совета беженцев-поляков установить не удалось. Исполнительный аппарат совета состоял из отделов: городского, провинциального, продовольствия, приютов и богаделен, склада.
Провинциальный отдел совета объединял деятельность 8 участковых (провинциальных) отделений в г. Аткарске, г. Балашове, г. Вольске, г. Камышине, г. Кузнецке, г. Петровске, г. Царицыне и г. Саратове. На территории губернии было размещено 23222 беженца, призреваемого Советом. Канцелярии Отдел вёл учёт движения беженцев. Беженцы были организованы в партии с выборными проводниками. Пособия выдавались Советом на основании решения общего собрания каждой партии или выборных от него, развёрстка общей суммы по партиям производилась участковыми советами, а распределение по участкам – губернским советом. Советом было организовано 26 учебно-воспитательных заведений, надзирал за которыми педагог-инструктор. К середине 1918 г. в детских приютах содержалось 526 детей, действовало 30 школ с количеством учащихся более 2000. В богадельнях содержалось 1110 человек.
Польский клуб работников им. тов. Каспржака (Каспшака) организован, предположительно, в марте 1918 г. в культурно-просветительских целях и для развития пролетарско-классового сознания рабочих поляков, проживавших в г. Саратове. Клуб был назван именем Марцина Каспшака, польского революционера, члена Социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы, казнённого в г. Варшаве в 1905 г. за убийство полицейских. В документах фамилия Каспшак употребляется в иной транскрипции – Каспржак. Членами клуба могли быть работники и работницы, члены профессиональных союзов, при условии уплаты членских взносов. Управление делами клуба осуществлялось общим собранием и избираемым им правлением. Правление из своей среды избирает председателя, секретаря, казначея и заведующего хозяйством. При клубе действовал драматический кружок, хор, имелась библиотека и читальный зал. Перед спектаклями читались лекции политического или научного характера. Польская коммунистическая секция устраивала в клубе митинги, чтения рефератов, диспуты и концерты. В марте 1920 г. организована музыкальная студия, которую могли посещать только члены клуба и учащиеся единой трудовой школы.
Общество «Польский Дом» было учреждением клубного типа с культурно-просветительными целями и действовало в г. Саратове в 1916-1918 гг.
Саратовский губернский отдел комиссариата по польским делам при исполнительном комитете Саратовского совета рабочих и крестьянских депутатов организован в начале 1918 г. и находился в двойном подчинении – также был подотчётен Польскому комиссариату Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. На 29.11.1918 штат служащих состоял из 5 человек.
Опись № 1 – документы за 1915-1921 гг. – Саратовского окружного Совета Центрального обывательского комитета Королевства Польского – протоколы заседаний, пояснения к бюджетной смете, доклады, книга записей на подтверждение «польскости», перечень партий беженцев, книга учёта выдачи одежды беженцам, протоколы осмотра и оценки имущества, уничтоженного при нашествии неприятеля, свидетельства об убытках, понесённых польскими беженцами, свидетельства о крещении, венчании, смерти, погребении; документы Польского комитета помощи жертвам войны при Саратовском римско-католическом благотворительном обществе в г. Саратове – протоколы заседаний правления, просветительской комиссии и комиссии по образованию, документы приютов – списки беженцев и хозяйственные записи, переписка, листы сбора средств для помощи голодающим детям «Спасите голодных детей», договор купли-продажи швейной мастерской; документы Саратовского губернского совета беженцев-поляков – протоколы заседаний совета, список состава совета, доклады контрольной комиссии Саратовского губернского совета беженцев об смотре провинциального отдела совета, сметы, переписка, документы о передаче столярной мастерской совета Союзу увечных воинов (протокол, акт, опись инвентаря); документы Польского клуба работников им. тов. Каспржака (Каспшака) – протокол первого заседания делегатов от польских работников, уставы клуба, протоколы заседания правления, сметы, отчёты, переписка, лекции, удостоверения служащих клуба; документы Общества «Польский Дом» в г. Саратове – протокол заседания, список членов, счета; документы Саратовского губернского отдела комиссариата по польским делам при исполнительном комитете – положение, протоколы заседаний польских организаций, сметы расходов, отчёты по расходованию сумм, переписка, списки, ведомости, счета; документы, принадлежность которых к деятельности перечисленных организаций установить не удалось, и документы, имеющие отношение к нескольким организациям – обращение польских национальных организаций к Председателю исполнительного комитета Государственной Думы М.В. Родзянко, министру-президенту Г.Е. Львову по случаю Февральской революции, извещение о порядке пропуска германскими властями лиц, направляющихся из пределов России, счета Единой трудовой школы, описи колоколов, эвакуированных из Царства Польского, протокол заседания экономической комиссии, сметы на содержание польских национальных организаций, протокол организационного собрания представителей культурно-просветительных органов национальных меньшинств с представителем Центра Левандовским, список воспитанников детских домов № 3 «Трудовая семья» и № 5 им. М. Горького, беженцев из Литвы и Польши, направляемых Саратовским губернским отделом народного образования через Коллегию по делам пленных и беженцев (Пленбеж) на родину, личные документы Я.К. Таборовского (членские билеты, удостоверения).
Опись № 2 – документы Канцелярии Петроковского губернатора за 1892, 1904, 1913-1918 гг. – циркуляры МВД, губернатора, приказы губернатора об организации работы полиции и земской стражи; сведения о земельных наделах крестьян, содержании губернских присутствий; дела о проведении мобилизации, эвакуации чиновников, восстановлении разрушенных сёл, дорог, мостов, предоставлении льгот, переселении австрийских и германских подданных, устройстве братских кладбищ, переписка о поставке снабжения армии, призрении сирот и раненых; личное дело А.Н. Ляшко.
на главную Copyright © 2021 ОГУ ГАСО