Саратовский межрайонный промыслово-кооперативный транспортный союз. 01.10.1930-15.04.1934
(Сарпромтранссоюз)

Ф. Р-292, 1 оп., 235 ед. хр., 1929-1934

Историческая справка

На основании постановления Нижне-Волжского Крайпромсоюза от 11.09.1930 19 транспортных артелей были выделены из системы Сапромсоюза (Сарпромкредсоюза, транспортный отдел) в специализированный Саратовский межрайонный промыслово-кооперативный транспортный союз «Сарпромтранссоюз». Учредительное собрание транспортных артелей системы Сарпромкредсоюза по организации самостоятельного транспортного союза состоялось 10.10.1930. Собрание постановило: с 01.10.1930 учредить союз под наименованием «Саратовский межрайонный промыслово-кооперативный транспортный союз «Сарпромтранссоюз» с местонахождением правления в г. Саратове и с районом деятельности: г. Саратов и территории бывших округов края: Аткарского, Балашовского, Вольского, Камышинского, Пугачёвского и Хопёрского; принять устав Союза; так же были установлены размеры вступительных и паевых взносов для артелей, входящих в Союз; были избраны правление и ревизионная комиссия.
В соответствии с уставом в состав Союза принимались промыслово-кооперативные, транспортные (автогужевые), упаковочные и экспедиционные товарищества и артели, артели и товарищества по производству и ремонту транспортного оборудования и снастей, погрузо-разгрузочных работ, носильщиков, посыльных, по хранению ручного багажа и пр.
Средства Союза состояли из основного, запасного и специальных капиталов.
Управление делами Союза возлагалось на собрание уполномоченных Союза и правление. Собрание уполномоченных являлось высшим органом управления, правление – исполнительным. Для контроля над деятельностью правления, производства ревизий денег, ценных бумаг, товаров, материалов и инвентаря, смет, планов деятельности, а также всей работы Союза.
Устав зарегистрирован был 17.11.1930.
Промыслово-транспортная кооперация, являясь дополнением государственного транспорта, выполняла задачи транспорта общего пользования в пределах местного грузооборота, и обслуживала строительства фабрик, заводов, совхозов и колхозов и мест производства строительных работ, а также частных лиц на договорной основе.
Союз участвовал в работе комиссии по местным перевозкам при Саргорсовете. Союз организационно подчинялся транспортной секции отдела разных промыслов ВСПК. Структура аппарата Союза на 1931 г.: правление (председатель, заместитель председателя, член правления), общий сектор, сектор учёта и отчётности (группа планово-экономическая и ЖКБ, группа отчётности), производственно-оперативный и снабженческий сектор, оргинструкторский сектор (22 чел.).
При Союзе был фуражно-вещевой склад со штатом в 9 чел.
В декабре 1931 г. артели были переведены на хозрасчёт.
11.01.-13.01.1932 состоялся I краевой съезд промысловой транспортной кооперации Нижне-Волжского края, на котором было организовано транспортное хозрасчётное объединение Крайпромсоюза, в состав которого вошли Астпромтранссоюз, Сарпромтранссоюз, Сталпромтранссоюз, был принят устав, утверждённый постановлением президиума правления Крайпромсоюза от 24.12.1931 № 24. Отраслевое объединение не являлось самостоятельным союзом, оно было хозрасчётным структурным подразделением Крайпромсоюза. Союз стал членом Крайпромсоюза 08.02.1932.
Постановлением президиума правления Союза от 04.03.1932 № 32 Петровская промкооперативная транспортная артель в колхозе «Путь бедняка» реорганизована в промтранспортный колхоз «Имени XVII партконференции».
В январе 1933 г. Союз объединял 17 гужевых артелей, 1 промколхоз и 1 водную артель, с числом членов 1383 и 1450 лошадей (из них 740 в г. Саратове и г. Вольске), 1 грузовой автомобиль, 6 баркасов, 17 дощаников.
Постановлением президиума правления Союза от 25.10.1933 № 61 утверждена структура аппарата Союза на 1934 г.: правление (председатель, заместитель председателя, член правления), секретариат, оргинструкторский сектор, планово-экономический сектор, сектор учёта и отчётности, оперативно-снабженческий сектор, склад (31 чел.).
Постановлением президиума правления Союза от 01.02.1934 № 3 в связи с разделением Нижне-Волжского края на Саратовский и Сталинградский края в систему Сталтранссоюза были переданы артели: «Украинский красный путь» (с. Елань), «Свободный труд» (г. Камышин), «Гужтранспорт» (г. Николаевск»).
По состоянию на 15.03.1934 в систему Союза входили 14 артелей: «Автогужтранспорт», «Балаковец», «Волга», «Волник», «Гужработник № 2», «Красный Луч», «Ломовик», «Им. XVII партконференции», «Им. 14 Октября», «Своя сила», «Транспорт», «Транспуть», «Трудовой извозчик», «Труд».
На основании решений бюро Крайкома ВКП(б), I Саратовского краевого съезда уполномоченных промкоопрерации и распоряжения Саркрайпромсоюза от 11.04.1934 № 1, в связи с организационной перестройкой промысловой кооперации с 4-степенной системы управления на 3-степенную, из которой выпадали специализированные союзы, Сарпромтранссоюз прекратил свою деятельность с 15.04.1934 и вливался в Саркрайпромсоюз с активом и пассивом.

Аннотация

Циркуляры Наркомторга РСФСР, ВСПК, транспортного объединения ВСПК, Госбанка, Край-промсовета, Сарпромтранссоюза, постановления СТО, СНК РСФСР, СНК СССР, президиума ВСПК, Крайпромсовета, Крайпромсоюза, распоряжения президиума Крайпромсоюза, президиума Сарпромтранссоюза (по личному составу); протоколы заседаний Саргорсовета, президиума Крайпромсоюза, сектора кадров Крайпромсоюза, собраний уполномоченных Сарпромтранссоюза, президиума правления Сарпромтранссоюза, производственных совещаний, транспортной комиссии, коопбюро при месткоме Сарпромтранссоюза, общих собраний членов артелей, заседаний правлений артелей; положения, инструкции, памятки; планы Сарпромтранссоюза и артелей, контрольные цифры, сметы административно-хозяйственных расходов, штатные расписания; отчёты Сарпромтранссоюза и артелей, балансы, сведения, информационный бюллетень Сарпромтранссоюза, докладные записки; подписные листы по госзаймам, калькуляции; договоры соцсоревнований и материалы к ним; акты обследования артелей; переписка с ВСПК, Крайпромсоветом и Крайпромсоюзом, Саргорсоветом, артелями, СарГорФО, банками; списки служащих Сарпромтранссоюза, членов артелей, личные листки по учёту кадров, ведомости на выдачу зарплаты служащим Сарпромтранссоюза, справки, заявления, доверенности, удостоверения; платёжные обязательства, оборотные ведомости.

Внефондовые включения – документы Сарпромкредсоюза за 1929-1930 гг. – циркуляр Наркомторга РСФСР, распоряжения правления Сарпромкредсоюза; протоколы заседаний правления Сарпромкредсоюза и его транспортного отдела, комиссии по передаче судов Госпароходству, совещаний при транспортно-складской группе при Крайторготделе, конвенционного совещания по гужтранспорту при Саргорторготделе¸ заседаний правления единой артели извозчиков г. Саратова; положение о работе транспортных артелей; план работы Сарпромкредсоюза; тарифные извещения; список служащих Сарпромкредсоюза, карточки членов артелей, заявления, удостоверения, характеристики курсантов курсов по подготовке культурников.

Опись № 1

на главную