Неизвестные герои
       В архив приходит огромное количество писем с самыми разнообразными вопросами и просьбами. И ни одно из них не остается без внимания архивистов.
       Недавно пришедшее письмо от жителей села Стригай Базарно-Карабулакского района привлекло к себе особое внимание сотрудников архива своей необычной просьбой. Жители этого села узнали, что самолет ЯК-1, купленный во время Великой Отечественной войны их односельчанкой Анной Селивановой, каким-то образом попал на территорию США и там, якобы, этим "экспонатом" воспитывают американский патриотизм. Полученное известие возмутило потомков А. Селивановой. И они стали писать письма во все возможные инстанции с требованием "вернуть самолет на Родину в г. Саратов" с тем, чтобы он экспонировался в Музее Боевой Славы на Соколовой горе.
       В конце концов, письмо дошло и до Государственного архива Саратовской области. Сразу стал проводиться поиск информации, где бы действительно подтверждался факт покупки А. Селивановой самолета. В первую очередь стали просматриваться газеты, где освещались такие события. В процессе поиска обнаружилось много интересной информации, на которую просто невозможно было не обратить внимание и не рассказать о ней.
       
       Первое, что бросается в глаза при чтении газет, так это масштабы сбора денежных средств жителей всего Советского Союза, и Саратовской области, в частности, на постройку военной техники для Красной Армии. В каждом номере газеты "Коммунист", начиная с 1942 года, приводятся не только количество денег, отданных людьми на нужды войны, но и имена этих людей, опубликованы письма, обращения к Сталину, фотографии, или заметки о тех, кто желал как можно больше помочь действующей армии.
       Люди ничего не жалели для защитников Родины и не ждали, когда их спросят: "А ты что сделал для своей страны?", "Все ли ты сделал для фронта?". Как сообщают газеты, "вся страна, ставшая единым вооруженным лагерем, знает одну заповедь: все силы - фронту, все достояние - на разгром ненавистного врага".
Люди сами приходили с деньгами к членам правления колхозов и сдавали деньги. Так, например, сделал Григорий Кузьмич Прахов, который буквально огорошил членов правления вопросом: "А сколько стоит танк?" На свой вопрос он сразу ответа не получил, но принесенные деньги - 85 тысяч рублей, он оставил с напутствием: "А цену танка вы все же узнайте. Найдутся у нас еще люди, которые для Красной Армии не пожалеют ничего, все отдадут родным защитникам".
       Газеты сообщают, что со всех концов Саратовской области шли запросы о стоимости боевых самолетов, танков, зенитных батарей, противотанковых ружей, пулеметов. Каждый день в Саратов приезжали делегации из районов, колхозов, бригад, которые привозили средства на приобретение боевой техники в подарок защитникам родины.

       Денежные "подарки" для армии поступали практически без перерыва.  Никто не хотел остаться в стороне от общего порыва, внести свой вклад в будущую победу. И государство и армия эти подарки принимали с благодарностью.  Почетно и дорого было воевать именно на таких машинах.  Летчики, летающие на "народных" самолетах, танкисты, воюющие на "народных" танках, чувствовали не только поддержку своих соотечественников, но и огромную ответственность за жизни тысяч людей, которые трудятся, не щадя себя, чтобы приблизить день победы.  Фронтовики писали письма, где давали своеобразный отчет о своих боевых действиях. Иногда,  когда ситуация на фронте позволяла, некоторые летчики прилетали в тот или иной колхоз, чтобы осмотреть очередной подарок, или
на митинге, устроенном по случаю их прибытия, рассказать о том, как их подразделение участвует в героических сражениях с фашистами.
       Говоря о вкладе людей в победу, сложно выделить какого-либо одного человека, сказав, что именно он сделал больше всех для победы в войне над врагом. Хочется, чтобы люди знали и этих героев, которые вдали от фронта тоже воевали и вышли победителями: - Филатов Григорий Акифьевич  65 лет,  колхозник колхоза  "Красный
пахарь", у которого трое сыновей находились на фронте, заработанные 100 000 рублей пожертвовал на строительство самолета;
- комбайнер Фурманов, вместе со своими товарищами Жерненко, Терентьевым и Кулешовым приобрели на свои сбережения звено боевых самолетов и внесли наличными 510 тысяч рублей;
- Вязанкин Андрей Данилович, колхозник артели им. Шукшина Балаковского района отдал 100 тысяч на строительство самолета;
- Лавров Евгений бригадир тракторной бригады колхоза им. Ленина - 50 тысяч рублей;
- Демидов Кваш, колхозник колхоза "Красная наука", как он сообщил журналистам, "сам выбрал и купил самый лучший боевой самолет", отдав 105 200 рублей;
- Лазарев Сергей Алексеевич, бригадир тракторной бригады Баландинской МТС отдал 150 000 рублей на строительство самолета;


- Лимасов Григорий Леонтьевич - 125 тысяч рублей также на строительство самолета.
       Очень трогательно читать о том, как быстро и неожиданно повзрослевшие дети, работавшие в годы войны наравне со старшими, также приносили свой заработок на алтарь победы. К примеру, 60000 рублей на строительство самолета внес сын председателя колхоза им. Кагановича Федоровского района,  ученик 7 класса Володя Колдин, пионерка 3 средней школы г.Петровска Лида
Ахмыстова внесла в фонд строительства танковой колонны "Юный пионер" 1000 рублей, пионерка Турковского района Дина Черменская отдала 1030 рублей на строительство самолета…
       


Сотрудник ОГУ "Государственный архив
Саратовской области " А. В. Аблова

       И это, естественно, не полный перечень имен, его можно продолжать бесконечно долго, раскрывая имена неизвестных героев Великой Отечественной войны, которые своим самоотверженным трудом помогли наступить долгожданному дню 9 мая 1945 года - Дню Победы.

"Коммунист" 1943 г.
"Коммунист" 1943 г.
"Коммунист" 1943 г.
"Коммунист" 1943 г.
"Коммунист" 1943 г.
"Коммунист" 1943 г.