Временно находившаяся в Саратове…
(страницы истории Тираспольской римско-
католической консистории)


       Богатая драматическими событиями история католицизма в России уходит в далёкое прошлое. Римско-католические церкви существовали на территории Западной Руси уже с XII века. Оно особую роль в распространении католицизма сыграла Екатерина II. После обнародования манифестов императрицы, призывавших иноземцев обживать свободные российские земли, на Украину и в Поволжье, ища лучшей доли, устремились иностранные поселенцы. Особенно интенсивно колонизация Саратовского края и Заволжья проходила в 1764 - 1790 гг. Переселенцы - в основном выходцы из западноевропейских стран - были носителями иной культуры и религии. Численность католического населения империи значительно увеличилось после раздела Польши. России, как одному из участников договора, в ходе так называемого первого польского раздела отошла восточная часть Белоруссии. Права католиков были признаны и поставлены под защиту закона.
       Императрица ввела новый порядок управления католическими церквями в Белоруссии. Если ранее папа через своего нунция (представителя) при польском дворе неограниченно руководил делами церкви, то теперь никакие распоряжения, идущие из Рима, не полагалось обнародовать и принимать к исполнению без разрешения российских  властей. Духовное управление католическими церквями и монастырями, имевшимися на территории Российской империи до этого и присоединенных по первому разделу Польши, вменялось в обязанность католическому епископу. Католические монастыри и церкви только новоприобретенных провинций находились в ведении униатского архиепископа. При католическом и униатском архипастырях учреждались духовные консистории.
       Именным указом Екатерины II от 17 января 1782 г. учреждается Могилевская римско-католическая архиепархия (архиепископство), включавшая в себя все приходы и монастыри не только в Могилевском наместничестве, но и на территории всей империи. Сан архиепископа Могилевского был пожалован Станиславу Сестренцевичу. Он подчинялся непосредственно императору и Правительствующему Сенату и получал указания от них. "Для рассмотрения и вершения дел" архиепископу было предписано создать консисторию из нескольких каноников.

       "Для удобнейшего управления церквями и духовенством" католического исповедания в довольно отдаленной от Могилева южной части России и, главным образом, для удовлетворения духовных потребностей немецких колонистов в Саратовской губернии, императорским указом от 29 ноября 1848 г. учреждалась новая римско-католическая епархия - Херсонская. В империи уже существовали 6 католических епархий: Могилевская (архиепархия), Виленская, Тельшевская, Луцко-Житомирская, Минская, Каменецкая.
      В 7-ю, Херсонскую епархию, вошли римско-католические церкви, находившиеся на территории Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Саратовской, Астраханской губерний, а также в Бессарабской области, в Кавказском и Закавказском краях. Резиденцией епископа новой епархии   назначался г. Херсон по соображениям "благоприятности местоположения оного, так и плодородию почвы, многолюдности, удобству морской гавани, по множеству изящных зданий и другим обстоятельствам". Один из двух помощников епископа (суффраганов) должен был находиться в Саратове.
       Высшее управление католической церковью в России сосредотачивалось в руках митрополита римско-католических церквей в России, архиепископа Могилевского, находящегося  в Санкт-Петербурге и состоящей под его председательством Римско-католической духовной коллегии.
       Четыре года спустя после образования Херсонской епархии, "признав за благо приблизить" римско-католическую кафедру к немецким колониям, указом Николая I от 6 ноября 1852 г. кафедра была перенесена из Херсона в г. Тирасполь. Херсонская епархия, епископ, капитул и консистория стали именоваться Тираспольскими. Однако оказалось, что и этот выбор был сделан неудачно. В маленьком уездном Тирасполе даже отсутствовал костел.
       В 1856 г. консистория временно переезжает в г. Саратов. Она разместилась в доме на Большой Сергиевской (в настоящее время им. Чернышевского) улице, снятом в аренду у купца Франца Осиповича Шехтеля. Вскоре в город прибыли Тираспольский епископ Фердинанд Кан, заседатели Зенон Иоткевич, Гавриил Оношко, Викентий Снарский и секретарь консистории титулярный советник Штеллинг. Начала действовать семинария, а католическая церковь на Немецкой улице преобразована в собор. Деньги на содержание консистории и семинарии выделяло Саратовское казначейство.
Н.В. Самохвалова, начальник отдела
использования и публикации документов
Государственного архива Саратовской области
Использованы: Ф.365; Полное собрание законов Российской империи;
М.Городецкий. К истории римского католицизма в России
// Исторический вестник. 1889.

       Русское общество по-разному отреагировало на переезд. Многие увидели в этом угрозу православию в Поволжье, где, несмотря на многонациональность, преобладало все же русское православное население. Вызывал неодобрение тот факт, что на содержание католического епископа ежегодно выделялось до 5000 рублей, а православного саратовского епископа - всего 800 рублей. Наш епископ ездил на тарантасе, а Ф.Кан "с триумфом разъезжал" в богатом экипаже.
       Для выяснения того, насколько дальновидно решение о переносе Тираспольской консистории в Саратов, в губернию был командирован вице-директор Департамента духовных дел иностранных вероисповеданий П.Н. Батюшков. По итогам своего расследования он составил записку. С ней ознакомили Александра II, и последовала высочайшая резолюция: "Сообразить немедленно о переводе Тираспольского епископа из Саратова в Тирасполь или другое место, которое окажется более удобным". Таким наиболее удобным местом, по мнению министра внутренних дел графа С.С. Ланского, как раз и являлся Тирасполь. Этот город находился в окружении римско-католических колоний, а русское население там было незначительным.
       Однако нет ничего более постоянного, чем временные меры... Консистория продолжала находиться в Саратове, да так и осталась там. Для осуществления передачи дел и документов Тираспольской епархии из Могилева в Саратов было назначено специальное должностное лицо - асессор консистории, кафедральный каноник Оношко. В командировке каноник пробыл четыре с половиной месяца и вернулся в Саратов с бесценным грузом: он привез из Могилева 349 дел (1801 - 1857 гг.) и 699 книг. Принял документы архивариус Хржановский. Хранились они, скорее всего, при консистории.
       Проследить судьбу документов из архива Тираспольской римско-католической духовной консистории (куда, очевидно, влились документы, привезенные их Могилева) после её закрытия в 1917 г. и до поступления их в Государственный архив Саратовской области, не удалось.