Строительство и функционирование
Тамбово-Саратовской железной дороги

     Исполняется 150 лет со дня основания Приволжской железной дороги. В июле 1871 года открылось движение из г. Москвы в г.г. Саратов и Царицын. Строительство дороги происходило в период экономических и социальных реформ Александра II. Строительство железной дороги было необходимым в условиях развития капиталистических отношений в России. В это время наблюдался подъем железнодорожного строительства, названный впоследствии «железнодорожной лихорадкой».

     В конце 1866 года на очередном Саратовском губернском земском собрании, одним из первых стал вопрос о сооружении железной дороги от г. Саратова до г. Тамбова. Был избран комитет из председателей губернской и уездных земских управ, которому было поручено ходатайствовать перед правительством о сооружении железной дороги от г. Саратова до г. Козлова и о выдаче концессии Саратовскому земству.

     В марте 1867 года уполномоченные от Саратовского губернского земства совместно с уполномоченными от Кирсановского уездного земства просили у правительства документального подтверждения направления будущей дороги, чтобы приступить к изысканиям и подготовительной работе. 18 марта 1867 года с разрешения Императора необходимое удостоверение было выдано за подписью министра финансов и министра путей сообщения.

     Однако, параллельно Борисоглебское земство ходатайствовало перед правительством о предоставлении ему права сооружения дороги от Тамбова к Борисоглебску. Возник вопрос, к какому пункту Нижней Волги наиболее выгодно направить дорогу от Козлова – к Саратову, Камышину или Царицыну?

     В апреле 1867 года министр путей сообщения внес этот вопрос на рассмотрение Комитета железных дорог, который утвердил направление железной дороги от г. Тамбова к г. Саратову через г.г. Кирсанов и Аткарск.

     На основании этого постановления земствами были произведены изыскательные работы. Осенью 1867 года на земском собрании состоялось соглашение между Кирсановским и Саратовским земствами о том, что они готовы гарантировать 1% с необходимого на строительство дороги капитала, а оставшиеся 4% гарантии просить у правительства. Но вследствие определенных сложностей, Саратовское и Кирсановское земства вырабатывают новое предложение – построить дорогу исключительно на средства земств, без всякой гарантии правительства. Не дожидаясь окончательного решения и получения концессии, 21 июня 1868 года Саратовский земский комитет заключил контракты с меценатами братьями Кладиными, фон Дезеном и Лукашевичем на сооружение железной дороги на сумму, которая может быть выручена от реализации ценных бумаг.

     5-6 августа 1868 года проходило земское собрание, где большинством голосов было принято решение возложить ответственность по 5-процентной гарантии на Саратовское губернское земство.

     10 октября 1868 года утверждена концессия на Тамбово-Саратовскую дорогу на следующих основаниях: Саратовское губернское и Кирсановское уездное земства вместе с Саратовским городским обществом принимают на себя обязанность образовать акционерное общество для устройства и эксплуатации Тамбово-Саратовской железной дороги. Длина дороги определена в 340 верст, капитал общества – в 27734236 рублей серебром (далее руб. сер.), из которых 7573326 руб. сер. образуется путем выпуска акций, остальные – выпуском облигаций.

     Стоимость одной версты дороги была определена в 81571 руб. сер. и являлась самой высокой из объявленных учредителями частных обществ цен.

     При сооружении Тамбово-Саратовской железной дороги длина пути была увеличена до 354 верст. Первый участок, Тамбов-Умет, открыт для движения 9 августа 1870 года, второй (до Аткарска) – 14 января 1871 года, и третий (до Саратова) – 4 июля 1871 года.

     Эксплуатация дороги обходилась очень дорого, и общество дороги не имело достаточных средств для погашения срочных платежей по облигациям, выкупленным правительством. На общество Тамбово-Саратовской железной дороги посыпались обвинения в неумелом ведении дела. Это привело к тому, что правительство ежегодно вносило необходимые для погашения задолженности суммы. Так продолжалось вплоть до 1881 года, когда правительство было вынуждено составить с обществом соглашение о ее досрочном выкупе в казну. С 1 января 1883 года Тамбово-Саратовская дорога передана в казну, путем приобретения правительством всех находящихся в обращении акций общества.