Отправной точкой в развитии водных видов спорта в Саратовской губернии стало открытие в 1876 году Саратовскогоречногояхт-клуба,положившего начало развитию гребного и парусного спорта в губернии. Благодаря этому гоночные соревнованиясталитрадиционным видом спорта.
       Особенное развитие получили гребные соревнования между спортсменами Саратова и Покровска. Первые гонки были проведены в праздничной атмосфере 27 июля 1877 года. С этого момента гребные гонки стали ежегодным праздником, который проводился на «Духов день» (второй день Троицы).
       Не отставал и парусный спорт. Помимо местных соревнований, проводились эстафетные плавания по разным маршрутам, в том числе и Петербург – Астрахань. Многие саратовские яхтсмены приобрели широкую известность.
       На базе яхт-клуба получили развитие и другие виды спорта, такие как плавание и прыжки в воду, поскольку в задачи клуба входило и общее физическое воспитание ее членов и всех желающих.
       С установлением советской власти все водные спортивные объекты были национализированы. В дальнейшем все они были централизованы и переданы в ведение профсоюзных организаций. Но даже смена политического режима не повлияла на пристрастия саратовцев к историческисложившимся водным развлечениям. Культивирование спорта в стране в целом, а также и проведение летом 1928 года в Москве I Всесоюзной спартакиады, не имеющей аналогов в мире, дали новый виток развитию спортивного движения в Саратовской губернии. Теперь это были уже четко организованные мероприятия – водно-спортивные праздники с привлечением широких масс трудящихся, объединенных в физкультурные коллективы и клубы.
       В этот период наиболее широко была задействована объединенная водно-спортивная база Союза советских и торговых служащих, в которой функционировала Саратовская школа плавания. В летний период спортивная база устраивала показательные соревнования.
       Как отдельное спортивное состязание проводились «Народные гонки на Волге».
       Наряду с традиционными праздниками в это время появились и новые виды праздников на воде. Так, в рамках все той же I Всесоюзной спартакиады, было проведено необычное мероприятие. 16 августа 1928 года на Москве-реке в районе Крымского моста состоялся грандиозный ночной карнавал. Первые упоминания о проведении Саратовского речного карнавала на Волге было опубликовано 11 августа 1929 года в газете «Поволжская правда». Мероприятие проводилось под эгидой культотдела Краевого Совета профсоюзов, в нем приняли участие физкультурники союзов Советских и торговых служащих, Металлистов, Медикосанитарноготруда, Сельхозлесрабочих, Работников просвещения.
Знаменательным событием тех временстал глиссерный поход, стартовавший 11 июля 1931 года по маршруту Москва - Казань - Самара - Саратов - Сталинград – Астрахань. Это был грандиозный по тем временам пробег, протяженностью 3500 км. В пробеге приняли участие четыре глиссера с воздушными винтами. Самым крупным из них был только что построенный на одном из московских заводов 25-местный «Автодор-2» с 400-сильным двигателем. Два 8-местных и один — 12-местный глиссеры имели авиамоторы по 225 лошадиных сил. Основной целью похода стало испытание глиссеров отечественной конструкции, на их борту находились сами конструкторы и инженеры. Возглавлял поход командор – корабельный инженер, управляющий военно-морских сил Петр Фомич Фомин, который впоследствии стал контр-адмиралом Флота Советского Союза.
       В этом же, 1931 году, саратовцы порадовались открытию водной спортивной базы «Динамо», которая просуществовала довольно длительное время и осталась в памяти у многих современников.
       Так же, в свободное от праздничных мероприятий время саратовцы любили посещать общественный пляж - городские пески, прибывая сюда на различных плавательных средствах.
       Так весело и разнообразнопроводили летние дни саратовцы в прошлом. Об этом свидетельствуют архивные фотографии и газетные статьи, представленные на выставке.